среда, 28 мая 2014 г.

Разновидности электронного бизнеса


 Современный электронный бизнес является очень широким понятием, которое включает в себя все разновидности обычного бизнеса, в котором одним из инструментов развития является сеть интернет, а также полностью сетевые проекты, которые существуют только «виртуально» при этом принося реальный доход. Фактически любая сделка купли\продажи совершенная в интернете и оплаченная электронной валютой является электронным бизнесом.
Одной из основных и быстрее всего развивающихся разновидностей электронной коммерции является интернет торговля, причем осуществляется она не только за счет интернет-магазинов. Существует большой спектр возможных схем организации торговли через интернет, например, аукционы. Оборот капитала в этой сфере деятельности растет высокими темпами поэтому все больше компаний начинают использовать инструменты электронной коммерции для торговли или даже полностью уходят в интернет. Статистика свидетельствует что суммарный оборот российского интернет-рынка за 2013 год составил несколько сот миллиардов рублей, что на 30% больше показателей 2012 года. То есть рынок растет очень быстро, спрос значительно опережает предложение, что делает его очень выгодным местом для создания и развития собственного бизнеса.
В целом можно выделить 3 основных схемы построения электронного бизнеса – В2В, В2С и С2С.
Схема В2В (предприятие-предприятие) означает что взаимодействие через интернет происходит между двумя предприятиями. Работая по такой схеме компания получает возможность быстро найти надежных подрядчиков, источники ресурсов либо крупных клиентов для собственных товаров, причем без использования услуг посредников. В итоге процесс торговли заметно упрощается, становится значительно прозрачнее и уменьшаются издержки. К этой же схеме относятся и оптовые продажи через интернет.
Схема компания-потребитель (В2С). К ней относятся все разновидности интернет магазинов, продающих товары в розницу. То есть торговля осуществляется между компанией – поставщиком товаров или услуг и потребителем – физическим лицом. И для клиента, и для компании такая схема работы предоставляет ряд преимуществ. Потребителю не нужно ходить по магазинам в поисках нужного товара, достаточно найти нужный товар в интернет-магазине и оформить покупку с доставкой.
Для продавца такая схема дает значительную экономию так как не нужно арендовать большие площади под торговые залы, заметно сокращается число персонала, к тому же можно практически в реальном времени отслеживать структуру спроса, выделять целевые группы и формировать эффективную маркетинговую стратегию опираясь на эти данные.
Помимо обычных интернет магазинов сейчас стремительно развивается социальная коммерция, когда торговля осуществляется не со специального сайта, а через социальные сети.
Схема С2С (потребитель-потребитель). По такой схеме осуществляется торговля между двумя физическими лицами, но в подавляющем большинстве случаев все равно присутствует
посредник – юридическое лицо, как правило в виде держателя интернет-аукциона, на котором частные лица осуществляют продажи своих товаров. Выгода клиентов заключается в возможности приобрести товары значительно дешевле чем в обычных магазинах, продавцы получают возможность быстро продать товар, а хозяин площадки получает доход за счет комиссионных. При этом на таких интернет - «барахолках» достаточно часто встречаются факты обмана и недобросовестного поведения как продавцов, так и покупателей, поэтому схемы их взаимодействия постоянно дорабатываются и этот рынок еще далек от нормального регулирования, в отличии от тех же интернет-магазинов.
Кроме этих схем построения онлайн-бизнеса существуют и другие, но их роль незначительна, и они не пользуются большой популярностью, за исключением взаимодействия с государством. Например, многие тендеры на госзакупки проводятся сейчас через интернет. К этой же категории относится, и оплата налогов либо коммунальных платежей с помощью электронных денег.
Электронный бизнес дает весомые преимущества как для компаний, так и для их клиентов, но отрасль это молодая, особенно в нашей стране, поэтому она до сих пор страдает от многих недостатков, создающих неудобства для всех участников этого рынка. Их устранение даст возможность еще больше ускорить развитие электронной коммерции, которой уже через 10-20 лет вполне по силам будет потеснить обычную, не виртуальную торговлю.
Основным недостатком который требует скорейшего решения является несовершенство законодательства, регулирующего торговлю в сети. Правительство делает определенные шаги в этом направлении, но их пока явно недостаточно. В результате многим компаниям приходится работать по «серым» схемам, что плохо сказывается как на репутации самих компаний, так и на наполнении госбюджета налогами.
Еще одним из серьезных недостатков который со временем будет устранен можно назвать недоверие покупателей к сетевым магазинам, так как товар невозможно оценить перед покупкой «в живую» да и случаи доставки некачественных покупок достаточно часты. Здесь опять же основную роль в устранении этого недостатка должно сыграть государство, введя четкие меры по регулированию деятельности компаний и наказания компаний, продающих некачественный товар либо работающих по мошенническим схемам.
Кроме этих двух недостатков есть и более мелкие неудобства, но большинство из них не столь серьезны и практически не оказывают влияния на рост и развитие интернет-рынка. Кроме того, большинство из них вряд ли будут устранены в ближайшем будущем. К примеру ожидание доставки того или иного товара может длится даже несколько месяцев (при заказе за рубежом), но этот недостаток можно устранить только увеличив скорость международных грузоперевозок, к чему предпосылок явно нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий